Экспресс оценка развития ресторанной индустрии г. Киров
Экспресс оценка развития - одна из самых востребованных услуг в области ресторанного консалтинга, а именно один из видов маркетингового исследования. Цель проведения экспресс оценки - определение типа заведения, которое будет успешным в данном месте.
Ситуации требующие проведения экспресс оценки:
- клиент самостоятельно не может оценить уровень развития региона;
- точка общественного питания заказчика находится на критическом уровне окупаемости или убыточна, клиент хочет выяснить причину этого;
- у заказчика есть сомнения, в компетенции специалиста по консалтингу и на первом этапе он не готов оплатить всю программу мер;
- сомнения Клиента в целесообразности инвестирования средств в проект;
- первый этап разработки Концепции нового объекта общественного питания.
Структура данного исследования:
- Анализ точек общественного питания региона, включает в себя осмотр и оценку успешных, средних и непопулярных точек общественного питания.
- Анализ потребителя, определение портрета потребителя ресторанных услуг региона, его вкусы, предпочтения, менталитет региона, специфика.
- Анализ общего рынка услуг, а так же уровень культурного развития региона.
- Сравнение точки заказчика с другими объектами региона или, в случае отсутствия такового у Заказчика, проекта заведения, который подлежит реализации в данном регионе.
- Разработка перечня аргументов, подтверждающих необходимость внесения корректив в работу действующего объекта или идею новой точки общественного питания.
- Разработка дальнейшей программы совместной работы.
Одно из мест, где проводилось подобное исследование компанией «Клен», был г. Киров.
Началом работы послужил запрос управляющего одной из точек общественного питания города.
При проведении первоначальных «телефонных» переговоров было выявлено несколько важных факторов:
- уровень объекта Заказчика был предварительно определён дистанционно, через Интернет обследование, но для диагностики и составление плана проведения работ необходимо было выяснить уровень развития ресторанной индустрии региона в целом;
- также сомнения возникали как со стороны заказчика, в уровне компетенции компании в которую он обратился, так и с нашей стороны. Трудно понять уровень осведомленности заказчика, соответственно неизвестен уровень, на котором наши консультации будут правильно восприняты, полезны и действенны.
- необходимо было определить перспективу функционирования данной точки в ее нынешнем состоянии, на какую нишу, без реорганизации и финансовых вливаний данная точка может рассчитывать. Выявить уровень подаваемой рекламной информации и целесообразность подачи ее в существующем виде.
- внести, если это возможно, экспресс коррективы в функционирование на текущем этапе. - определить направление развития данного заведения.
Исходя из договорённости с Заказчиком, мы не сможем в этой статье дать более подробную информацию о работе, но считаем возможным и интересным осветить ситуацию в общественном питании в данном регионе.
Город Киров поразил тем, насколько развита ресторанная индустрия. В городе представлены практически все форматы точек общественного питания, слабо представлен лишь общепит на фуд-кортах, из-за того, что в данном направлении фактически нет необходимости. А также отсутствуют, по объективным причинам, культовые заведения общественного питания, такие как «Макдоналдс» и другие известные сетевые брэнды.
Были выделены основные тематические направления:
Пивные бары, присутствуют в большом количестве, чаще всего с ярко выраженной тематической направленностью, с четко выраженной концепцией. Данные рестораны и бары, как близнецы, присутствуют во всех развитых регионах, начиная с г. Москвы. Основные атрибуты: деревянная мебель, вывески в знакомой смысловой и шрифтовой тематике, кухня на основе национальной с вкраплениями восточной, азиатской и других культур, экраны со спортивными трансляциями и достойный выбор разливного пива, это космополитические заведения, рассчитанные на максимальный охват целевой аудитории.
Современные кафе, бары и рестораны работают на достаточно высоком уровне, характерна кухня в стиле ФЬЮЖН, современный дизайн.
Тематические рестораны и бары, как уже заметно исчезающий вид, характерна японская кухня, украинская кухня и т.п.
Кофейни, не сильно развитое направление, которое уже находится на определенном уровне, существует собственная сеть, а так же тематические кафе, основным продуктом потребления в которых является кофе.
Рестораны, рассчитанные на прием посетителей VIP уровня, заведений данного уровня немного и это объективно понятно. Но рестораны данной категории поразили своим соответствием общепринятому уровню и формату.
Рестораны русской кухни, в общей массе рестораны, которые уже не успевают за развитием рынка и заметно проигрывают другим направлениям.
Концептуальные заведения, задают тон на рынке и заставляют другие заведения дотягиваться до поднятой планки, данных заведений не много, но именно они, а точнее их владельцы, задают тон в развитии ресторанной индустрии города.
Кафе, бары ниже среднего уровня, рассчитывают на свою целевую аудиторию так же достаточно успешны, особенно, если сравнить вложения и прибыль.
Резюмируя сказанное выше, можно отметить, престижность ресторанного бизнеса в г. Киров. Рынок развит, самые успешные рестораны, работают по принципам современного построения и ведения бизнеса. В городе уже есть свои «Новиковы» и «Бухаровы», люди задающие тон, диктующие конъюнктуру. Сложился и культурный пласт вокруг индустрии питания. Ресторанная жизнь широко освещается в местной прессе, существуют тематические программы местного телевиденья, Интернет-сайты активно участвуют в развитии и укреплении индустрии. Тенденции и мода заданы и четко просматриваются. Приятно сознавать, что в Кирове, есть своя уникальность, которая заключается в том, что в борьбе за рынок выигрывают потребители, так как основой конкуренции является уровень подачи услуги.
Места, которые стоит посетить в городе Киров: «Конюшня», «Мельница», «Царское село».
Автор статьи: Огарева Мария - опытный бизнес-тренер, практик.
12.10.2009